History

History

Мастерская реставрации темперной живописи - старейшая в структуре ВХНРЦ.

Деятельность мастерской началась практически сразу после революции, и в первый период ее существования (1918–1934) работа по реставрации произведений древней иконописи была поставлена на государственную основу, создана теория реставрации, спасены от уничтожения и раскрыты от поздних искажений древнейшие святыни XII – XIII веков, которые теперь входят в золотой фонд Третьяковской галереи, Русского музея и Музея-заповедника «Московский Кремль».

В 1940–1950-е годы главной задаче отдела было спасение памятников древнерусского искусства, пострадавших в годы Великой Отечественной войны, а также икон, вернувшихся из плена. Реставраторы регулярно выезжали в Новгород, Псков и другие города для укрепления фресок, в круг обязанностей отдела в то время входила и реставрация древнерусской монументальной живописи. В частности, сотрудники отдела реставрации темперной живописи провели реставрацию Покровского храма Марфо-Мариинской обители, в котором в советские годы располагались мастерские Центра. В первые послевоенные десятилетия активно велись обследования фондов провинциальных музеев, а также консервационные работы на местах и непосредственно в Центре.

Сотрудники отдела выезжали в поисково-обследовательские экспедиции по «залесской» и «онежской» землям, в Архангельскую и Псковскую области. Комплексный подход, сложившийся в процессе работы, позволил подготовить экспозиции музеев Архангельска, Владимира, Сергиева Посада, Кириллова, Новгорода, Перми, Петрозаводска, Пскова, Ростова, Сольвычегодска, Суздаля, Ярославля. В результате планомерной практической и исследовательской работы были расширены представления о древних школах – псковской, владимиро-суздальской, Строгановской, о «северных письмах». Раскрытые памятники изучались и впервые публиковались в альбомах, экспонировались на выставках. Плеядой реставраторов 1960–1990-х годов был создан мощный потенциал, позволивший говорить о рождении самостоятельной реставрационной школы.

В отделе проходили реставрацию памятники, связанные с именем знаменитого Дионисия, а также произведения, созданные в иконописных мастерских центральной Руси. Это «Пророк Иезекииль» (Т.А. Милова) и «Пророк Иаков» (Е.М. Кристи, Т.А. Милова) XV в. из Воскресенского собора г. Кашина; «Св. Варвара» 1470-х гг. (А.Н. Баранова), «Св. Николай» начала XVI в. из деисусного чина церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (М.К. Ефимов, М.В. Наумова), «Пророки Аарон, Гедеон и Иезекииль» начала XVI в. из Кирилло-Белозерского монастыря (А.Н. Овчинников).

Среди отреставрированных памятников древнейшие датируются XV веком, в том числе «Страшный суд» из Смоленского музея-заповедника, ранее находившийся в собрании княгини М.К. Тенишевой (реставратор А.Н. Овчинников), а также «Успение» (реставратор А.Н. Овчинников) и «Спас в Силах» (реставратор М.В. Наумова) из Псковского музея-заповедника. Отреставрировано также немало выдающихся памятников XVI века: «Николай Чудотворец, с житием» из Вологодского музея-заповедника (реставратор С.Н. Добрынин), «Царские врата» из ГМО «Художественная культура Русского Севера» (реставратор Е.И. Бучило), «Федор Стратилат» 1581 года из ГМО «Художественная культура Русского Севера» (реставратор Т.А. Милова). Не меньший интерес представляют собой иконы XVII века, среди которых «Св. Николай, с житием» из Сольвычегодского историко-художественного музея (реставратор Р.Л. Носов), «Антоний Сийский, с житием» из ГМО «Художественная культура Русского Севера» (реставраторы С.Б. Веселов и А.А. Горматюк), «Апокалипсис» из Ярославского художественного музея (реставратор Е.И. Бучило).

За последние годы сотрудниками отдела выполнена большая работа по реставрации произведений XVIII – XIX века из церквей и часовен Кенозерья, почти все они входят в собрание Вологодского музея-заповедника: это «Шестоднев» 1690 года письма И. Иоаннова и Ф. Григорьева (реставратор Н.Г. Тимофеев), надгробная икона 1718 года местночтимого святого «Петр Черевковский» (реставратор С.А. Субочев), «Архангел Михаил грозных сил воевода» 1770 года из Музея изобразительных искусств Республики Карелия (реставратор О.А. Пригородова),

Нельзя не упомянуть произведения деревянной полихромной скульптуры, реставрация которых выполнена за последние годы. Среди них надо отметить такие, как «Доска от раки Иоанна Новгородского» 1559 года из Новгородского музея- заповедника (реставратор С.А. Субочев), две резные фигуры ангелов начала XIX века из Чувашского государственного художественного музея (реставраторы С.А. Субочев и И.Н. Тяпкина), а также резные и живописные Царские врата XVII века из собрания Московского объединенного музея (реставраторы Е.И. Бучило, В.В. Занозин, С.А. Субочев, М.А. Скутте и Н.Б. Фоломешкина).

Говоря о проектах, в которых принимает участие реставрационная мастерская темперной живописи, необходимо отметить разработку методики укрепления и повторной реставрации уникального памятника XII века «Богоматерь Боголюбская» из Владимиро-Суздальского музея-заповедника (соавторы разработки А.А. Горматюк, Т.А. Милова, Л.А. Миронова и Г.В. Цируль). Пораженная плесенью икона, находившаяся в действующем храме Княгинина монастыря, могла быть безвозвратно утрачена, если бы не предприняли необходимые меры по ее спасению. Специальным проектом, выполнение которого было поручено МК РФ, следует назвать наблюдение за состоянием памятника XIII–XIV веков «Богоматерь Торопецкая», изъятым из собрания ГРМ и помещенным в действующий храм во имя св. благоверного князя Александра Невского в коттеджном поселке Княжье озеро Истринского района Московской области (наблюдающие ее реставраторы – Е.И. Бучило и С.Н. Добрынин).

В 2013 году был завершен проект по исследованию и реставрации коптской монументальной живописи храма Эль-Моаллака (Каир, Египет) совместно с Институтом египтологии РАН. Публикация результатов этой работы готовится к печати (реставратор А.А. Горматюк).

В разные годы мастерскую реставрации темперной живописи возглавляли И.Э. Грабарь (1918–1930) и А.И. Анисимов (1930–1934); при общем участии И.Э. Грабаря (до 1960) и П.Д. Корина (1960–1964) Н.П. Сычев (1945 – 1948), Н.Е. Мнева (1948–1950), В.В. Филатов (1950–1959), Н.А. Гагман (1959–1975), Г.С. Клокова (1975–1977), А.Н. Баранова (1970–1980), Г.В. Цируль (с 1981).