History

History

Мастерская существует всего пять лет, но все реставраторы прошли отличную школу реставрационно- исследовательской группы «Исторический некрополь», принимая активное участие в обработке археологического материала из некрополя русских цариц Вознесенского монастыря Московского Кремля.

Кожа, как и текстиль, являясь органическим материалом, существует и разрушается в окружающей среде в результате процесса окисления. Вернуть коже пластичность – самый сложный этап процесса реставрации. Применение метода пластификации с использованием полиэтиленгликолей разных молекулярных масс позволяет провести процесс возвращения коже пластичности с максимальной эффективностью.

Реставрация кожи требует профессиональных навыков работы и объединенных усилий реставраторов, химиков-исследователей и историков. В небольшом коллективе мастерской есть специалисты разных направлений. Т.А. Левыкина окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по кафедре Средних веков. Е.С. Синицына окончила МИРЭА и является магистром техники и технологии по специальности «Интеллектуальные системы управления», в течение шести месяцев она проходила стажировку в отделе консервации текстиля в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). А.Ю. Утехина учится в аспирантуре на химическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, имеет художественное образование, что помогает ей творчески подходить к решению реставрационных задач.

Текстильные волокна – хрупкий органический материал, который далеко не всегда выдерживает воздействие экстремальных факторов в условиях различных типов захоронений. Обычно такой текстиль доходит до нас в сильно деструктированном виде и является сложным объектом как для исследователей, так и для реставраторов.

После проведения очистки, пластификации и смягчения кожаных деталей реставраторы восполняют утраты и производят реконструкцию кроя. В тех случаях, когда все детали предмета сохранились, выполняется полная реконструкция кроя. Примерами могут служить Сапог без голенища, Детский сапожок и Поршень с войлочной подкладкой, датируемые XVI веком.

За пять лет специалистами мастерской проделана большая работа по реставрации и изучению этнографических и археологических памятников из кожи и тканей из собраний различных российских музеев. Например, отреставрирована коллекция кожаных сосудов из Алтайского краеведческого музея. Отреставрировано более тридцати кожаных предметов из этнографической и археологической коллекций Вологодского музея-заповедника.

Полностью реконструирован крой Рукавицы XVI–XVII веков. Отделение под палец было скроено из трех частей – полукруглая деталь сшивалась потайным тачным швом вверху, образуя закругление для пальца. К ней таким же швом крепилась треугольная деталь, соединяющая с основной частью рукавицы. С другой стороны крепилась третья деталь тем же швом, обеспечивая свободу движения большому пальцу. Сама рукавица была сшита по краям также потайным тачным швом, который соединял две основные детали. Восстановление целостности предмета происходило по старым проколам авторским швом с помощью черной вощеной хлопчатобумажной нити. Сначала реставратор соединил отделение под большой палец и пришил его к основной части рукавицы, затем две части были сшиты между собой.

В мастерской удалось восстановить целостность Шелкового кафтана светского покроя конца XVII века методом объемной реконструкции, которая сложна в исполнении тем, что для каждого реставрируемого предмета необходима разработка индивидуальной методики реконструкции

Работа с хрупкими и сильно пересушенными музейными экспонатами из кожи не менее сложна, чем с кожаными предметами из археологических раскопок, подтверждением чему может служить история реставрации Сумки охотничьей начала XX века. Кожа была пересушена и покрыта мелкими многочисленными трещинами, хрупкий мех выпадал. Пересушенные кожаные кисти имели сильную деформацию, а две из них, возможно, утратились. На прорезном орнаменте наблюдались сильные загрязнения. Металлические кольца покрылись ржавчиной. С одной стороны мех на сумке сильно вытерся, там же располагался большой разрыв. Всю шкуру покрывали мелкие разрывы и многочисленные следы жизнедеятельности моли. Нити швов частично перетерлись. На сильно загрязненной и засаленной подкладке также имелись разрывы. Шнур от оборы утратился. Ввиду того, что кожа и мех были сильно пересушены, очистка проводилась с помощью 10%-го водно-спиртового раствора ПЭГ. По мере необходимости применялось специальное моющее средство для кожи. Мех перестал сыпаться, но шкура оставалась сильно пересушенной. Был произведен демонтаж подкладки, что позволило удалить все остатки загрязнений и следы жизнедеятельности моли. Подкладку очистили влажным способом с моющим средством и обработали 5%-м водным раствором ПЭГ 400.Сумку решили погрузить в 40%-й водный раствор ПЭГ 400 на сутки, после чего шкура стала пластичной, а мех окончательно укрепился. Излишки ПЭГ снимали ватными тампонами, заодно удаляя размягченные загрязнения. Кожу сумки с двух сторон обработали смазкой с криоланом, а шкуру смазкой только с мездровой стороны. Была устранена сильная деформация кожаных кистей. Разрывы соединяли посредством подведения заранее истонченной дублировочной кожи. Элементы кистей также укрепили на дублировочную кожу. Все разрушенные швы укрепили при помощи вощеной хлопчатобумажной нити.

Кресло дубовое с прямоугольной спинкой XVII века – многокомпонентный предмет, состоящий из различных материалов (дерево, ткань, кожа, тесьма, металл, конский волос), но реставрация сильно руинированной кожи, покрытой живописным слоем, оказалась особенно сложной. Кожа была сильно деформирована и пересушена. Для очистки живописного слоя требовалась разработка специальной методики. Устранение деформаций кожи представляло собой особую задачу, так как при сильном увлажнении красочный слой разрушается. Деформации по мере возможности ослаблялись методом кратковременных компрессов с 15%-м водным раствором ПЭГ с последующим легким прессованием. Для монтажа кожи на кресло основу решили обтянуть тонированной дублировочной кожей, а затем укрепить на нее сохранившееся авторские фрагменты с помощью клея.

Самый древний памятник, представленный в экспозиции мастерской археологической кожи и текстиля в виде цифровой фотографии в размер предмета – индийское Вышитое панно I века до н.э. – изъято в 2009 году со дна 31-го кургана могильника Ноин-Ула (Северная Монголия) с глубины 14 метров. Трудно было представить, что из такой груды глины можно извлечь текстиль. Для этого потребовалось аккуратно снять излишки глины с поверхности предполагаемого текстильного предмета, после чего осторожно размывать глину и расправлять фрагменты текстиля. Самым оптимальным оказался способ промывания фрагментов ткани на сетке. Промываемый фрагмент помещался на тонкий шелковый газ или сетку, натянутый на рамку. Рамка на две–три минуты погружалась в 1%-й или 3%-й водный раствор ПЭГ, после чего вынималась (вся тяжесть намокших волокон приходилась на шелковый газ). Размокшая глина удалялась с поверхности текстиля с помощью маленького шпателя. Дублирование фрагментов очищенного и расправленного текстиля проводилось без применения клея на тонкую хлопчатобумажную ткань при помощи иглы. Уникальное вышитое панно из курганов хунну, которому более 2000 лет, обрело новую жизнь.

Мастерской заведует реставратор высшей квалификационной категории по тканям и первой категории по коже Н.П. Синицына, тридцать лет проработавшая художником-реставратором в Музее-заповеднике «Московский Кремль». В течение двенадцати лет являлась руководителем реставрационно-исследовательской группой «Исторический некрополь», специалистами которой было отреставрировано более сорока памятников из некрополя русских цариц.