Events

Началась разработка Национального стандарта экспертизы произведений живописи и графики

05.07.2016

       Публикуемый материал подготовлен в 2015 году, когда идея разработки национального стандарта экспертизы (НСЭ) была только поставлена в повестку дня деятельности Технического совета по вопросам нормирования и научно-методического регулирования в сфере сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации при МК РФ. В статье предложен ряд регламентов, положенных в основу проекта стандарта, как взятых из практики работы экспертов отдела научной экспертизы ВХНРЦ, так и новых соглашений, предложенных автором, по унификации работы представителей экспертного сообщества. Автор надеется на то, что идеи, положенные в основу предложенных регламентов, и конкретные предложения найдут своё место в окончательной редакции стандарта наравне с предложениями, аккумулирующими опыт других экспертных организаций и независимых экспертов и специалистов.      

К вопросу разработки Национального стандарта экспертизы произведений живописи и графики.

       В последнее время в различных дискуссиях стал подниматься вопрос унификации деятельности экспертов по живописи и графики в рамках разработки Национального стандарта экспертизы. Целесообразность его постановки не бесспорна, растянуться такая работа может надолго, однако, имеются признаки того, что в обозримой перспективе этот вопрос будет в полную силу поставлен в повестку дня экспертного сообщества. (В настоящее время уже не только поставлен, но и положено начало этой деятельности). Остро не нуждаясь в подобной реформе, но ощущая её неизбежность, мы, тем не менее, скорее видим позитивные следствия возможных нововведений, если конечно, решения будут приниматься в результате вдумчивых профессиональных дискуссий, а не в административном порядке. Поэтому нам хотелось бы высказать свои предварительные соображения на этот счёт, основанные на собственном опыте экспертной практики, тем более, что он имеет самую долгую историю в стране; в 2016 году, как подтверждают архивные документы, отделу научной экспертизы ВХНРЦ исполняется 60 лет.

       В Москве и Санкт-Петербурге сложились коллективы давно и успешно работающие в области экспертизы. Опыт этих организаций можно положить  в основу национального стандарта, тем более, что принципиальных различий в работе экспертов  по живописи и графике в этих организациях нет. В этом случае было бы уместно согласовать ряд  регламентов с тем, чтобы добиться некоторой приемлемой унификации деятельности экспертов, полагая, что СУММА РЕГЛАМЕНТОВ=НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.  Границы регламентов могли бы быть подвижными с тем, чтобы, во-первых, кардинально не вторгаться в деятельность экспертов, во-вторых - чтобы со временем  глубже понять проблему и не сделать быстрых ошибочных шагов при её реализации.

       Такой стандарт в первую очередь может понадобиться как исполнителям экспертизы, так и заказчикам. Одни знают, что делать и какими методами, другие – понимают возможности экспертизы и что от неё ожидать. При этом, если эксперт внимательно посмотрел на картину со всех сторон, прочитал все подписи, надписи, штампы и этикетки, оценил её стилистические качества, иконографические свойства и художественные  достоинства, провёл много часов в библиотеке, но  1-ый вариант - полной уверенности в авторстве нет, или  2-ой вариант – автор «бесспорен», или что-либо ещё, то все должны понимать, что работа, оставившая за рамками исследований технологию, в любом случае осталась не завершённой. Справедливо и обратное, когда, например, наличие «авторской» подписи, нанесённой по сырому красочному слою, установленное микроскопическим исследованием; выявление свободного творческого, но узнаваемого подготовительного рисунка, определённого исследованием в ИК лучах и т.п., также не исчерпывают возможностей экспертизы и отнюдь не исключают наличия преднамеренной стилистической и технологической подделки.      

 

     СТАНДАРТ а первую очередь означает КОМПЛЕКСНОСТЬ, а значит максимальную ИНФОРМАТИВНОСТЬ и ДОСТОВЕРНОСТЬ  экспертизы. 

     Стандарт экспертизы был бы весьма полезен сотрудникам музеев и другим  коллективам, готовящимся к участию в экспертной деятельности, любым специалистам,  сотрудничающим с рынком искусств. Возможно, некоторые ВУЗы приняли бы его к сведению при организации спецкурсов по экспертизе произведений.      

      Однако, ГЛАВНЫМ значением СТАНДАРТА можно было бы считать УРОВЕНЬ, который он должен задавать для всех специалистов, желающих ответственно работать в экспертизе. Наши предложения касаются минимальной высоты, на которой следует расположить планку требований в этом вопросе.  Любое снижение такого уровня повредит всем «участникам экспертизы», как с одной, так и с другой стороны бланка экспертного ЗАКЛЮЧЕНИЯ.     

Актуальность проблематики понятна, но тем не менее повторю, что она диктуется:

  1. Расширением научных знаний о произведениях мастеров разных школ, времён, народов.
  2. Необходимостью унифицированных исследований произведений, хранящихся в фондах музеев.
  3. Необходимостью проведения регламентированного объёма исследований для закупочных комиссий с целью содействия в формировании музейных коллекций.
  4. Развивающимся антикварным рынком – главным поставщиком предметов искусств в музейные собрания.
  5. Вывозом художественных произведений за рубеж.
  6. Запросами правоохранительных органов для оценки морального и экономического ущерба.
  7. Растущим запросом физических и юридических лиц, имеющим полное право на объективную экспертизу.

     Т.е. деятельность Государственного Эксперта востребована на 4-х главных направлениях:

  1. Музеи.    
  2. Вывоз.    
  3. Правоохранители.  
  4. Гграждане.

     Актуальность проблематики усугубляется сопутствующими субъективными факторами:

- отсутствием профессиональной вузовской подготовки по специальности «эксперт живописи и графики»;
- недостаточным количеством, в первую очередь, провинциальных опытных коллективов, в которых проводятся комплексные исследования живописи и графики, и которые способны готовить молодых специалистов;
- «наивной» уверенностью некоторых субъектов экспертной деятельности, что и так всё понятно, а заключение по экспертизе, особенно технологической, – не более, чем простая формальность;
- наличием большого количества аттестованных экспертов, не имеющих соответствующего образования и никогда не работавших в экспертизе;
- возможными попытками извлечения незаконной коммерческой выгоды без объективного и всестороннего исследования;
- периодически появляющимися поддельными экспертными заключениями и пр.

     Всё это искажает профессиональную и добросовестную научно-практическую деятельность экспертного сообщества, в том числе на рынке искусств.

     В этой связи надо обсудить ряд РЕГЛАМЕНТОВ (правил, регулирующих экспертную деятельность), которые могут быть положены в основу Национального стандарта экспертизы. К первоочередным из них можно отнести следующие:

  1. Определить требования, предъявляемые к Государственному Эксперту живописи и графики (государственный – значит аттестованный МК РФ).
  2.  Установить перечень основных видов исследований для проведения экспертизы.
  3. Договориться о возможных форматах составления отчёта по экспертизе и их названиях.
  4.  Условиться о минимально необходимом объёме информации, который должен быть включён в отчёт по экспертизе.
  5. Обсудить компетенцию принятия решений при приёме произведений на экспертизу и право на отказ от исследований.
  6. Обсудить обязательность исполнения стандарта.
  7. Рассмотреть вопросы корпоративной этики.   
  8. Решить вопрос об общедоступных базах данных.
  9. Договориться о сопутствующих деталях, таких как подписи, печати, защита экспертного документа и прочее.
  10. Разработать нормы юридического характера, возможно, вопросы страхования и некоторые другие (вместе со специалистами соответствующего профиля), всё это требует обсуждения.

     Для разработки СТАНДАРТА экспертизы необходимо создание рабочей группы, которая могла бы проанализировать все предложения заинтересованных сторон по этому вопросу, выработать некий проект и предложить его на обсуждение. (В настоящее время такая группа уже создана).

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

       1-ЫЙ РЕГЛАМЕНТ – ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ.
     В квалификационном справочнике сформулированы ШИРОКИЕ требования к квалификации  «Эксперта по изучению и популяризации объектов культурного наследия» и «Эксперта по технико-технологической экспертизе музейных предметов»  3-х категорий.  Можно было бы установить более узкие квалификации для экспертов по живописи и графике (аналогично по скульптуре, мебели, мелкой пластике и т.д.) или при сохранении существующих квалификаций экспертов – ввести звания: 1. «Эксперта искусствоведа-технолога произведений живописи и графики III, II, I и ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ», 2. «Эксперта технолога по живописи и графике III, II, I и ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ», 3. «Эксперта искусствоведа по живописи и графике III, II, I и ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ». В дальнейшем для краткости будем называть их «эксперт искусствовед-технолог», «эксперт технолог» и «эксперт искусствовед».

       1.ЭКСПЕРТ ИСКУССТВОВЕД-ТЕХНОЛОГ. Эксперты искусствоведы-технологи,  оказывающие экспертные услуги определяются учреждениями культуры, в которых они работают, и аттестовываются в МК РФ с выдачей соответствующего удостоверения. Эксперты, занимающиеся индивидуальной предпринимательской (ИП) деятельностью, направляют свои резюме в МК РФ на утверждение в звании эксперта искусствоведа-технолога в индивидуальном порядке.

       Эксперт искусствовед-технолог III категории (без предъявления к стажу работы, без требования к аттестации), должен:

- иметь высшее базовое образование – в первую очередь искусствоведческое, возможно, реставрационное, историческое, культурологическое или родственное перечисленным специальностям;
- работать в государственном или частном учреждении с культурными ценностями по их исследованию, хранению, реставрации и т.п.;
- владеть навыками стилистического и иконографического методов анализа произведений;
- уметь самостоятельно или совместно с экспертами-технологами составлять проект отчёта о проделанной экспертизе.  

       Эксперт искусствовед-технолог II категории, наряду с требованиями, предъявляемыми к эксперту III категории, должен:

- иметь стаж работы с культурными ценностями по их исследованию, хранению, реставрации и т.п.  не менее  2-х лет;
- владеть стилистическим и иконографическим методами анализа произведений;
-  иметь навыки владения методом исследования произведений живописи и графики под микроскопом;
- иметь не менее 2-х научных статей и (или) докладов, сделанных на научных конференциях по проблемам исследований произведений живописи и графики;
- уметь самостоятельно или совместно с экспертами-технологами составлять научно обоснованный отчёт о проделанной экспертизе.

     Эксперт искусствовед-технолог I категории, наряду с требованиями, предъявляемыми к эксперту II категории, должен:

- иметь стаж работы с культурными ценностями по их исследованию, хранению, реставрации и т.п. не менее 7-ми лет;
- владеть методом исследования произведений живописи и графики под микроскопом;
- иметь навыки интерпретации результатов всех видов технико-технологических исследований;
- иметь не менее 5-ми научных статей, монографий и (или) научных докладов и пр. по специальности;
- готовить молодых специалистов, курировать их работу.

       Эксперт искусствовед-технолог Высшей Категории, наряду с требованиями, предъявляемыми к экспертам I категории, должен:

- иметь стаж работы с культурными ценностями не менее 10-ти лет;
- интерпретировать результаты всех видов технико-технологических исследований;
- иметь не менее 10-ти научных статей, монографий и (или) научных докладов и пр. по специальности;
- проводить мастер-классы и (или) стажировки по проблемам практической экспертизы.

       В связи с наличием технологических аспектов экспертизы, понятно, что не каждый искусствовед  является экспертом, но чтобы работать экспертом по живописи и графики надо в первую очередь быть искусствоведом.

       2. ЭКСПЕРТ ТЕХНОЛОГ.  В число экспертов технологов, оказывающих услуги по исследованию произведений ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ с экспертами искусствоведами-технологами (или экспертами искусствоведами) или НЕЗАВИСИМО от них, входят сотрудники естественнонаучного профиля – физики, химики, рентгенологи и т.д., осуществляющие отдельные виды физических, химических, рентгенологических и прочих исследований материальной структуры произведений. Эксперты технологи определяются учреждениями, в которых работают и аттестовываются в МК РФ с выдачей соответствующего удостоверения. Эксперты, занимающиеся индивидуальной предпринимательской (ИП) деятельностью, направляют свои резюме в МК РФ на утверждение в звании эксперта технолога в индивидуальном порядке.

       Эксперт-технолог III категории (без предъявления к стажу работы, без требования к аттестации), должен:
- иметь высшее базовое физическое, химическое или техническое и т.п. образование;
- работать с культурными ценностями по их исследованию;
- владеть физическим, химическим или техническим и т.п. оборудованием и методикой измерений;
- владеть навыками интерпретации результатов исследований, соответствующих профилю деятельности;
- составлять самостоятельно ОТЧЁТ (ИССЛЕДОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИЮ) ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ, либо совместно с экспертами искусствоведами-технологами (или экспертами искусствоведами) – ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Эксперт технолог II категории, наряду с требованиями, предъявляемыми к эксперту III категории, должен:
- иметь стаж работы с культурными ценностями по их исследованию не менее 2-х  лет;
- уметь интерпретировать результаты исследований, соответствующие профилю деятельности;
- иметь не менее 2-х научных статей и (или) докладов, сделанных на научных конференциях по проблемам исследований произведений живописи и графики.

     Эксперт технолог I категории, наряду с требованиями, предъявляемыми к эксперту II категории, должен:
- иметь стаж работы с культурными ценностями не менее 7-ми лет;
- иметь не менее 5-ми научных статей, монографий и (или) научных докладов и пр. по специальности;
- готовить молодых специалистов, курировать их работу.

     Эксперт технолог Высшей Категории, наряду с требованиями, предъявляемыми к экспертам I категории, должен:

- иметь стаж работы с культурными ценностями не менее 10-ти лет;
- иметь не менее 10-ти научных статей, монографий и (или) научных докладов и пр. по специальности;
- проводить мастер-классы и (или) стажировки по проблемам технологических видов экспертизы. 

       3. ЭКСПЕРТ ИСКУССТВОВЕД. Эксперты искусствоведы,  оказывающие экспертные услуги     определяются учреждениями культуры, в которых они работают, и аттестовываются в МК РФ с выдачей соответствующего удостоверения. Эксперты, занимающиеся индивидуальной предпринимательской (ИП) деятельностью, направляют свои резюме в МК РФ на утверждение в  звании эксперта искусствоведа в индивидуальном порядке.

       Эксперт искусствовед III категории (без предъявления к стажу работы, без требования к аттестации), должен:

- иметь высшее базовое образование – в первую очередь искусствоведческое, возможно, реставрационное, историческое, культурологическое или родственное перечисленным специальностям;
- работать в государственном или частном учреждении с культурными ценностями по их исследованию, хранению, реставрации и т.п.;
- владеть навыками стилистического и иконографического методов анализа произведений;
- уметь самостоятельно или совместно с экспертами технологами составлять проект отчёта о проделанной экспертизе. 

       Эксперт искусствовед II категории, наряду с требованиями, предъявляемыми к эксперту III категории, должен:

- иметь стаж работы с культурными ценностями по их исследованию, хранению, реставрации и т.п.  не менее  2-х лет;
- иметь навыки владения методом исследования произведений живописи и графики под микроскопом;
- владеть стилистическим и иконографическим методами анализа произведений;
- иметь не менее 2-х научных статей и (или) докладов, сделанных на научных конференциях по проблемам исследований произведений живописи и графики;
- уметь самостоятельно или совместно с экспертами технологами составлять научно обоснованный отчёт о проделанной экспертизе.

       Эксперт искусствовед I категории, наряду с требованиями, предъявляемыми к эксперту II категории, должен:

- иметь стаж работы с культурными ценностями по их исследованию, хранению, реставрации и  т.п. не менее  7-ми лет;
- владеть методом исследования произведений живописи и графики под микроскопом;
- иметь не менее 5-ми научных статей, монографий и (или) научных докладов и пр. по специальности;
- готовить молодых специалистов, курировать их работу.

     Эксперт искусствовед Высшей Категории, наряду с требованиями, предъявляемыми к экспертам I категории, должен:

- иметь стаж работы с культурными ценностями не менее 10-ти лет;
- владеть методом исследования произведений живописи и графики под микроскопом;
- иметь не менее 10-ти научных статей, монографий и (или) научных докладов и пр. по специальности;
- проводить мастер-классы и (или) стажировки по проблемам искусствоведческой экспертизы.

      2-ОЙ РЕГЛАМЕНТ – ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

      1. Эксперты искусствоведы-технологи руководствуются основными ЗАДАЧАМИ экспертизы и КЛАССИФИКАЦИЕЙ объектов исследований, используют КОМПЛЕКСНЫЙ ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ и ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ метод, основанный на принципе сравнения с ЭТАЛОННОЙ БАЗОЙ данных. В своей практической деятельности они:

- занимаются архивно-библиографическими, историческими, биографическими изысканиями (в объёме, продиктованном задачами экспертизы);
- осуществляют стилистическое и иконографическое исследования;
- проводят микроскопические исследования подписи (при её наличии) и материальной структуры произведений – основы, грунта, красочных паст.
- изучают фактуру произведений;
- самостоятельно или совместно с экспертами технологами исследуют произведение в УФ и ИК лучах и самостоятельно анализируют и интерпретируют результаты исследований;
- самостоятельно или совместно с экспертами-технологами анализируют и интерпретируют результаты рентгенографических исследований и исследований химического состава грунта и красочных слоёв в едином комплексе экспертизы;
- наряду с базовыми (микроскоп, УФ, ИК, XR, химия) естественнонаучными исследованиями при необходимости используют дополнительные, не имеющие широкого применения, методы;
- составляют и подписывают самостоятельно ОТЧЁТ (ИССЛЕДОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИЮ), либо самостоятельно или совместно с экспертами технологами – ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о проделанной экспертизе.

      2. Эксперты технологи, руководствуясь основными задачами экспертизы, в своей практической деятельности:

- осуществляют физические, химические, механические и иные технические исследования и измерения;
- самостоятельно или совместно с экспертами искусствоведами-технологами анализируют и интерпретируют результаты исследований и измерений;
- составляют и подписывают самостоятельно ОТЧЁТ (ИССЛЕДОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИЮ), либо самостоятельно или совместно с экспертами искусствоведами-технологами (или экспертами искусствоведами) – ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о проделанной экспертизе.

      3. Эксперты искусствоведы в практической деятельности:

- занимаются архивно-библиографическими, историческими, биографическими изысканиями (в объёме, продиктованном задачами экспертизы);
- осуществляют стилистическое и иконографическое исследования;
- проводят микроскопические исследования подписи (при её наличии) и материальной структуры  произведений – основы, грунта, красочных паст (для экспертов 1-ой и высшей категорий).
- изучают фактуру произведений;
- составляют и подписывают самостоятельно ОТЧЁТ (ИССЛЕДОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИЮ), либо совместно с экспертами искусствоведами-технологами или с экспертами технологами – ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о проделанной экспертизе.

      3-ИЙ РЕГЛАМЕНТ – ФОРМАТЫ ОТЧЁТОВ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ.

Можно предложить 3 вида отчётов: 

     1-ый вид отчёта - ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Возможны 2-е ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

     I-я ФОРМА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ составляется и подписывается экспертом искусствоведом-технологом, осуществившим все виды искусствоведческих и часть технологических (микроскопическое, УФ, ИК) исследований, интерпретирующим самостоятельно или совместно с экспертами технологами результаты технологических исследований (ХR, химия…) и написавшим экспертное заключение. 

В работе могут принять участие несколько экспертов искусствоведов-технологов, каждый из которых подписывает заключение.

     II-я ФОРМА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ состоит из двух частей, одна из которых пишется и подписывается экспертом искусствоведом-технологом (или экспертом искусствоведом), вторая – экспертом технологом, каждая в рамках его компетенции. Обобщающие выводы по этой форме заключения формулируются экспертом искусствоведом-технологом или экспертом искусствоведом.

   В работе могут принять участие более двух экспертов, каждый из которых подписывает соответствующую часть заключения.

     2-ой вид отчёта – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ИЛИ КОНСУЛЬТАЦИЯ).

     3-ий вид отчёта – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ИЛИ КОНСУЛЬТАЦИЯ).

     В дальнейшем для краткости будем писать – ИССЛЕДОВАНИЕ, синоним КОНСУЛЬТАЦИЯ –опускаем.

     ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ или ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – составная часть комплексной экспертизы, может быть проведено независимо экспертом искусствоведом-технологом (или экспертом искусствоведом), либо экспертом технологом в рамках ТОЛЬКО искусствоведческой или ТОЛЬКО технологической компетенции.

     Экспертные ЗАКЛЮЧЕНИЯ или ИССЛЕДОВАНИЯ должны отвечать на основные задачи экспертизы, включающие:

- решение вопроса об авторстве;
- датировку произведения;
- определение школы живописи;
- определение иконографии произведения;
- решение вопроса об оригинальности или вторичности произведения;
- разграничение по типу вторичности (копия, авторское или соавторское повторение, принадлежность к мастерской, кругу, школе либо последователю мастера, имитация, стилизация, подделка непреднамеренная или преднамеренная, имеющая свои градации, связанные с уровнем знаний в области техники живописи);
- определение состояния сохранности;
- определение художественного уровня и художественной ценности произведения.

     Объём экспертного заключения или исследования не регламентируется, однако, на наш взгляд, достаточно ограничиться выводами по каждому виду исследований и окончательным вердиктом, оставив искусствоведческую и технологическую «кухню» за рамками текста и сохранив подробные данные исследований в «Экспертном Деле» произведения, не подлежащего уничтожению.

      4-ЫЙ РЕГЛАМЕНТ – СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ УСЛУГИ.  

     1.ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ – построено на результатах КОМПЛЕКСА  ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ и ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ,  пишется в произвольной форме, но обязательно включает: 

- исходные данные – имя автора, название, технику, размеры, фото лицевой стороны и желательно фото подписи (при наличии);  
- перечисление видов проделанных исследований;
- краткое описание состояния сохранности;
- анализ подписи (при наличии);
- воспроизведение всех подписей и значимых надписей на лицевой и оборотной сторонах произведения, а также значимых надписей на этикетках и других важных маркировок;
- выводы по результатам стилистического и иконографического анализа;
- выводы по результатам технологических исследований;
- фото эталонов (если известно имя автора);
- обобщающий вывод по всему комплексу исследований;
- вывод об уровне исполнения и художественной ценности произведения;
- биографическую справку о художнике;
- возможна другая (выставки, публикации…) заслуживающая внимания текстовая и фотографическая информация.

     2. Экспертная услуга, оказанная экспертом искусствоведом-технологом (или экспертом искусствоведом), является ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЕМ (КОНСУЛЬТАЦИЕЙ), если проведена только  искусствоведческая часть комплексной экспертизы. В этом случае в резюмирующий текст исследования необходимо включить:

- исходные данные;
- воспроизведение всех подписей и значимых надписей на лицевой и оборотной сторонах произведения, а также значимых надписей на этикетках и других важных маркировок;

- выводы по результатам стилистического и иконографического анализа;
- выводы по способу нанесения и характеру начертания подписи при её наличии;
- обобщающий вывод по исследованию;
- вывод об уровне исполнения и художественной ценности произведения;
- возможна другая заслуживающая внимания текстовая или фотографическая информация.

     3. Экспертная услуга, оказанная экспертом технологом является ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ  ИССЛЕДОВАНИЕМ (КОНСУЛЬТАЦИЕЙ) (РЕНТГЕНОГРАФИЧЕСКИМ, ХИМИЧЕСКИМ и пр.), если кроме этого исследования других не проводилось. В таком случае в текст исследования необходимо включить:

- исходные данные;
- методы исследований;
- выводы по результатам технологического исследования;
- возможна другая заслуживающая внимания информация;

     Экспертное заключение или исследование может быть составлено на любое произведение – антикварное, коллекционное, музейное, а также на произведение, не имеющее художественной ценности, или на подделку.

     Из предлагаемых требований к экспертам, видно, что эксперт искусствовед-технолог имеет право выдачи только за своей подписью как экспертного заключения по 1-ой форме, так и экспертного исследования (консультации), а также экспертного заключения по 2-ой форме вместе с экспертом технологом. Эксперт искусствовед и эксперт технолог только за своей подписью могут выдать экспертные исследования (консультации соответственно искусствоведческое и технологическое), а также экспертное заключение по 2-ой форме за двумя подписями. На заключениях и консультациях любого вида и формы может быть поставлено более одной или двух подписей согласно числу экспертов, участвующих в работе.

      5-ЫЙ РЕГЛАМЕНТ – КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.

     ЭКСПЕРТ принимает решение:

- о принятии произведения на экспертизу;
- о невозможности проведения исследований;
- о проведении только искусствоведческого исследования;
- о первоначальном выполнении какого-либо вида технологического (химического, рентгенографического и пр.) исследования;
- о выполнении всего комплекса экспертизы;
- о порядке выполнения видов исследований;
- о бесперспективности или невозможности продолжения исследований и т.д.

     Свои решения эксперт согласовывает с заказчиком. Эксперт имеет право на отказ от работы с определённым заказчиком, если этим заказчиком:

- не оплачены оказанные ранее экспертные услуги;
- ранее оказывалось моральное и пр. давление на эксперта с целью получения недостоверного результата и т.п.

     При выполнении работы несколькими экспертами, эксперт-искусствовед имеет приоритетное право принятия решений.

      6-ОЙ РЕГЛАМЕНТ – ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ.

     При утверждении стандарта МК РФ (через его распоряжение, приказ, и т.п.), он должен стать обязательным для экспертов, аттестованных МК РФ в качестве государственных экспертов и  выдающих свои заключения или исследования за подписью с расшифровкой звания – государственный эксперт №. Стандарт также должен стать обязательным, для аттестованных государственных экспертов, выдающих заключения или исследования на бланках государственных учреждений и (или) утверждённые печатями государственных организаций, вне зависимости от указания в расшифровке к подписи принадлежности к гильдии государственных экспертов.
    Вероятно, только стандартизированные экспертные документы должны приниматься к сведению заинтересованными государственными учреждениями, комиссиями, советами и др.

       7-ОЙ РЕГЛАМЕНТ – КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА – ТРЕБУЕТ РАЗРАБОТКИ

Например:

  1. Возможность исполнения обязанностей государственного эксперта при наличии у него или его ближайших родственников антикварного бизнеса.
  2. Предварительное оповещение или приглашение для обсуждений коллег из другой организации, вынесших ранее принципиально иное решение по той же экспертизе. Рассмотрение аргументов, продиктовавших иное решение.
  3. Публичное обсуждение в периодической прессе мнений по экспертизе своих коллег.
  4. Вопросы лишения звания эксперта, например, если:

- эксперт стал заниматься антикварным бизнесом;
- в течение 5-ти лет не опубликовал ни одной научной работы и не выступил ни с одним научным исследованием;
- умышленные действия эксперта привели к порче или утере экспонатов и пр.
и т.д.   

       8-ОЙ РЕГЛАМЕНТ – БАЗЫ ДАННЫХ – ДОСТУПНЫЕ (И НЕДОСТУПНЫЕ)

     Доступные электронные базы данных, а также научные издания и конференции, профессиональные круглые столы, научные советы и презентации и пр. являются основой внешних коммуникаций экспертов (внутренние – взаимодействия с коллегами внутри одного коллектива) и нуждаются во всесторонней поддержке.

    Однако, по нашему мнению, создавать общедоступную электронную базу экспертных заключений, о чём приходится часто слышать, не нужно по следующим причинам:

- это может нарушить право владельца произведения на конфиденциальность;
- решение эксперта, ошибочно занизившего достоинства произведения, может привести к его «гибели» или забвению;
- взаимоисключающие мнения экспертов разных центров по сложным, неоднозначным случаям экспертизы могут привести к незаслуженной дискредитации экспертов и самих центров;
- наконец, публичное размещение экспертных заключений является актом рекламы, невольно «приобщающим» экспертов к коммерческим сделкам с этими произведениями.

    Вероятно, есть смысл создания общедоступной электронной базы ПОДДЕЛЬНЫХ заключений, которые периодически сопровождают произведения, с целью повышения их художественного и коммерческого статуса.

      9-ЫЙ РЕГЛАМЕНТ – ПОДПИСИ, ПЕЧАТИ, ЗАЩИТА ДОКУМЕНТАЦИИ, … ПРОЧЕЕ – НА УСМОТРЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ.

       Текст экспертного ЗАКЛЮЧЕНИЯ составляется на защищённом бланке, подписывается и заверяется печатью организации, в которой работают эксперты, либо личными печатями экспертов.

       Текст экспертного ИССЛЕДОВАНИЯ составляется на бланке либо на обороте фотографии или на листе А-4, подписывается и заверяется печатью организации (отдела), в которой работают эксперты, либо личными печатями экспертов.

       На ЗАКЛЮЧЕНИИ или ИССЛЕДОВАНИИ помимо подписей экспертов могут стоять подписи других лиц в соответствие с требованием к форме отчётов по экспертизе, предъявляемым в организации, в которой работают эксперты. 

       В заключении хотелось бы выразить несогласие с теми, кто считает, что вектор практической экспертизы должен кардинально сместиться от технологии в сторону архивно-библиографических поисков, таких, процитирую, как: 

1. «Установление названия работы с проверкой соответствия названия с теми, которые есть в литературе и выставочной жизни произведения. Указание всех названий работы, обнаруженных экспертом.
2. Выяснение провенанса, если таковой имеется, с указанием временных интервалов присутствия работы в той или иной коллекции.
3. Определение выставочной и аукционной истории с указанием точного названия выставки, времени и места её проведения и точных выходных данных каталога выставки и страницы публикации…
4. Поиск публикаций (книжных, журнальных, каталожных и пр. с точным описанием)».

       Экспертная работа является научной деятельностью, проистекающей по исследовательским законам согласно задачам экспертизы. Эксперты не должны подавляющее время проводить в библиотеках и в беседах, разыскивая разного рода упоминания о произведениях (названиях, коллекциях, выставках, публикациях, местах, списках, письмах, воспоминаниях, каталогах, аукционах и т.п.) и строить экспертизу главным образом на истории бытования. Мы понимаем, что история бытования важна, однако, её бесспорная связь конкретно с исследуемым произведением во многих случаях может быть доказана именно комплексной экспертизой. Поставив во главу угла историю бытования, большинство исследований не будут иметь никакой перспективы, тем более, что провенанс может быть умело сочинённым. Такая работа может никогда не иметь завершения, да и для её выполнения вообще не надо быть экспертом, надо уметь читать и пользоваться библиотечным каталогом.   

       Хотелось бы особо подчеркнуть, что не должно быть разных уровней экспертных заключений (базового, читай – упрощённого, или расширенного, или какого-либо другого). Необходим ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ И ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ заключения, разумеется, с подвижными границами  в зависимости от поставленной экспертной задачи и информативности того или иного  технологического вида исследований применительно к конкретной экспертизе.
       Всё, что не соответствует рамкам комплексного регламента экспертного заключения (только искусствоведческая часть или только технология)  должно называться либо ИССЛЕДОВАНИЕМ, либо КОНСУЛЬТАЦИЕЙ, либо, возможно, как-то иначе.
       Экспертиза должна предполагать выполнение как иконографического (жанрово-сюжетного) и стилистического (композиционного, колористического, светотеневого, линейно-пластического и пр.) анализа, позволяющего предположить авторство, время создания, школу живописи, так и технологического анализа, без которого, основные задачи экспертизы решить практически невозможно.                               Поскольку подпись можно искусно подделать, или наоборот также искусно удалить, этикетку переклеить с другой картины и нанести любые надписи или цифры на оборот полотна, решающим фактором экспертизы во многих случаях будет технология. Более того, существуют типы вторичных произведений, разграничить которые можно практически ТОЛЬКО ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ.
       Так, что обойтись без полного комплекса искусствоведческих и технологических исследований невозможно. В одном случае решающую роль сыграет, например, стиль или может бесспорный провенанс, в другом – микроскоп или рентген, но в любом случае окончательное решение будет формироваться по совокупности полученных данных. В этих условиях работать экспертом в полную силу смогут искусствоведы, владеющие в первую очередь микроскопическим, возможно УФ, ИК методами и способные, в лучшем случае, интерпретировать результаты других технологических исследований.  В нашем отделе учат именно этому.   

       Напоследок хотелось бы высказать надежду на то, что в стандарте останется место исследовательским традициям, накопленным как организациями экспертного профиля, так и отдельными экспертами.

 

Зав. отделом научной экспертизы ВХНРЦ                                                               А.Р.Киселёва