События

Завершена реставрация театрального костюма Царь-девицы для балета «Конек-горбунок» из собрания государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину

19.09.2015

ВХНРЦ, Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6

Завершена реставрация театрального костюма Царь-девицы для балета «Конек-горбунок» из собрания государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И.Чайковского в Клину. Костюм, состоящий из блузки, сарафана и душегрейки, был создан для партии Царь-девицы, точнее, для исполнения русского танца на музыку Петра Чайковского. Сам балет был создан композитором Цезарем Пуни по одноименной сказке Петра Ершова и впервые поставлен на Петербургской императорской сцене в 1864 году французским балетмейстером Артуром Сен-Леоном. За следующее столетие он пережил несколько редакций, но наибольшую известность получила постановка, премьера которой состоялась в Мариинском театре в 1912 году. Автором декораций и костюмов стал Константин Коровин, партию Царь-девицы исполняла Матильда Кшесинская, а оригинальная партитура Цезаря Пуни была дополнена музыкальными номерами Петра Чайковского и Александра Глазунова. Позже, уже в эмиграции Кшесинская неоднократно исполняла “Русскую”, вставной танец из балета. Реставрацию в Центре имени Грабаря проходил как раз костюм, в котором балерина танцевала в лондонском Ковент-Гардене в 1936 году. Кшесинская включила этот танец в свое последнее выступление, тогда в Лондоне 64-летняя балерина прощалась со сценой.

При поступлении в мастерскую реставрации тканей костюм был разделен на три части — рубашку, сарафан и душегрейку — которые требовали проведения различных видов работ. Сарафан поступил загрязненным и потертым, с разрывами и многочисленными утратами аппликаций. Сначала был проведен демонтаж декоративных элементов, водная очистка аппликаций, а затем общая водная очистка ткани сарафана. После этого ткань сарафана и фрагменты декоративного узора были дублированы на плотный тонированный газ; разрывы и сечения укреплены иглой. Декоративные элементы монтировались на первоначальные места, при этом недостающие детали узора восполнены тонированным газом. В случае с рубашкой, предстояло провести очистку, предварительно определив текучесть красителей тюля и ткани на манжетах, укрепить разрывы тюля, нити золотного шнура, а также размахренные монтажные нити бусин. Кроме того, были восстановлены разошедшиеся швы и разорванные петли, укреплена перламутровая поверхность декоративных бусин, а также с помощью влажно-тепловой обработки удалось устранить общую деформацию рубашки.

Самая сложная и трудоемкая часть работы была связана с реставрацией душегрейки из шелковой ткани с ярким цветочным орнаментом и декорированной золотным галуном со стразами. Это самостоятельная часть костюма Царь-девицы, стилизованная под традиционный элемент русского народного костюма — душегрею. Она является наиболее выразительной частью костюма благодаря использованию шелковой ткани, расписанной в технике горячего батика ярким и декоративным цветочным узором, в котором узнается творческий почерк художника, Константина Коровина. Первостепенной задачей реставраторов стало сохранение колористических и художественных качеств этого элемента костюма. При поступлении экспоната на реставрацию были хорошо заметны сильное обветшание шелка и значительное выцветание рисунка, а также бросались в глаза сечения, разрывы и утраты фрагментов узора. Обнаружились и следы предыдущих реставраций: в местах утрат и разрывов для дублирования были использованы фрагменты разноцветного шелка. Было очевидно, что повторное дублирование не даст нужного впечатления от «коровинского» узора, и специалистами мастерской реставрации ткани было принято решение восполнить недостающие фрагменты в технике горячего батика. Как обычно, сначала были проведены пробы на текучесть красителей тканей и выбран метод очистки, затем проведен демонтаж декоративных элементов и их очистка. Только после этого встал вопрос о восполнении орнаментального рисунка, так как в ходе демонтажа старых дублировочных фрагментов обнаружились существенные утраты декоративного узора. Было принято решение выполнить фрагменты дублировочного материала в той же технике горячего батика, которая была использована при создании шелковой ткани подлинника. После восполнения утрат и укрепления разрывов и сечений шелка, была произведен монтаж деталей душегрейки. После завершения реставрации и возвращения экспозиционного вида, все детали костюма Царь-девицы были вновь соединены вместе на манекене.