События

Серебряные рипиды XVII века возвращены в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

12.09.2014

ВХНРЦ, Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6

Отреставрированные специалистами ВХНРЦ рипиды – предметы богослужебной утвари, используемые при совершении таинства Евхаристии, – были сделаны для Новгородского Софийского собора в 1661 году. На круглых дисках рипид с лицевой и оборотной сторон помещены одинаковые высокорельефные чеканные изображения: в центре представлен большой шестикрылый серафим, над которым изображена Етимасия с двумя поклоняющимися ангелами, а по сторонам, между крыльями – четыре серафима меньшего размерам. По краям – широкие полосы резных надписей вязью: на одной из рипид (ДРМ-389) – текст песни на Великом входе литургии Великой субботы, на другой (ДРМ-390) – текст песни на Великом входе литургии Преждеосвященных даров.

Рукояти рипид обложены золотным малиновым бархатом. На серебряных обоймицах верхней части рукоятей – вкладная надпись митрополита Макария II (1652-1663), повелением которого эти предметы церковной утвари были созданы для Новгородского Софийского собора.

Рипиды поступили на реставрацию сильно загрязненными, с пятнами продуктов коррозии. Наблюдались многочисленные пробоины, деформации, разрывы металла, следы грубых чинок; на чеканном рельефе – трещины по контуру и пробои от заклепок. На одной из рипид (ДРМ-390) утрачен крепежный элемент диска.

Фрагменты бархатной обивки рукоятей были загрязнены, потерты, с многочисленными разрывами и сечениями нитей.

В процессе реставрации рипиды демонтировали.Художником-реставратором тканей были очищены от загрязнений бархатные обивки рукоятей, после чего было проведено фрагментарное и общее дублирование основы и укреплены разрывы и сечения шелковых нитей и отставания золотных нитей.

В мастерской реставрации металла специалисты удалили поздние медные клепки и железные гвозди, устранили деформации, после чего были удалены загрязнения и продукты коррозии. Далее была проведена пайка разрывов серебряным припоем и последующие тонировка и консервация музейных экспонатов. Художниками-реставраторами были изготовлены крепежные соединения: серебряные клепки, полосы для фиксации обода и латунные гвозди. На одной из рипид (ДРМ-390) утраченный парный элемент – серебряный литой завиток в месте крепления диска к рукояти – был изготовлен по оригиналу гальваническим и механическим способом, плотно посеребрен, позолочен и тонирован. На следующем этапе были очищены и обработаны железные крепежные части и, наконец, завершающим этапом реставрации стал монтаж всех фрагментов при помощи специальных инструментов.